Как умирали в Крайстчерч: разбор

VPA95
11 min readMar 16, 2019

--

Главное событие недели. Худшее событие недели. Более 40 человек убито. Такое происходило раньше, скорее всего такое произойдет снова. Но как события повернутся в следующий раз — зависит от того, какие выводы мы вынесем из этой ситуации, а информации в этот раз предостаточно. Информации о том, что делал убийца, и о том, как реагировали жертвы. 16 минут съемки, которую сам убийца выложил в сеть, шокируют. Это ужасное, жестокое зрелище, но я советую вам посмотреть, для того чтобы понимать. Некоторые моменты нужно отдельно отметить. В этом разборе мы пытаемся понять, что и как произошло, а также — почему.

Часть Первая. 16 минут убийства.

Видео, человек в форме едет за рулем Субару. Запомните марку машины, когда вам расскажут, что убийца использовал AR-15 и ее нужно запретить, спросите, не стоит ли запретить еще и автомобили Субару. Видны наколенники, видны магазины в разгрузке, патроном вверх. Видимо стрелок не запредельно опытный. Магазин патроном вверх это этап, который многие проходили.

Подъезжает к мечети. Мечеть. Приезжие. Потомственные или в первом поколении? Могло ли у них быть оружие? Кто знает, но на вряд ли.

6 минута — спокойно припарковался, спокойно взял оружие, дошел с ним до входа на территорию мечети. Спокойно прошел с оружием по улице, никто не паникует, не бросается его останавливать. Мы еще много раз увидим в этом видео, что люди плохо понимают, что вообще происходит.

Ни проезжающие мимо водители, ни пешеходы, внимание на человека с оружием, входящим в мечеть, не обратили.

6.48 — делает множественные выстрелы из дробовика по двум людям в проходе. Ясно, что у них не было вообще никакого шанса. Мы еще поговорим про такую вещь как алертность — способность постоянно, но пассивно мониторить опасности вокруг себя. В данном конкретном случае алертность явно не помогла бы, люди были заранее обречены. Бросает дробовик, переходит на карабин. Начинается бойня. Темпово стреляет тройками по людям.

7.02 — первый момент, который нам действительно интересен. Я вам напоминаю, мы сейчас в первую очередь смотрим на поведение маньяка, смотрим, как реагируют жертвы. Первый человек бросился в сторону убийцы, возможно, он пытается остановить его, пока убийца отвлечен на толпу. Возможно, пытается пробежать, пока убийца расстреливает людей, уже сбившихся в кучи в углах. В любом случае, у него не получается, его тоже убивают. Судя по всему, он ошибочно решил, что у убийцы должны кончиться патроны. Человек явно был безоружен и ничего не смог сделать, хотя был на расстоянии вытянутой руки от убийцы. Возможно помог бы хотя бы нож. Тем не менее, из всех жертв в молельной комнате он принял самое верное решение. Если у кого-то и был шанс, то у него.

Огромное количество людей столпились в углу, все явно пытались спрятаться или ужаться, никто не выпрыгивает через окна. Чуть позже на видео мы увидим что окна действительно есть.

Не ясно, почему никто не выпрыгнуд через окно. Вероятно — замешкались.

Убийца добивает всех лежащих. Это говорит о том, что идея прикинуться мертвым — это плохая идея.

7.53 у убийцы осечка, он довольно долго устраняет ее. В идеальном мире это мог бы быть шанс прекратить бойню застрелив его из личного оружия. В реальном — вокруг лишь несчастные, стонущие люди.

Обратите внимание, прошло 5 минут с начала активной стрельбы, никто не приехал, убийца спокойно возвращается к машине. Это наглядный показатель того, что, как обычно, жертвы могли помочь себе только самостоятельно, но не сделали этого.

Убийца меняет оружие, не ясно, зачем он это делает, совершенно идентичная винтовка. Возможно, у него кончились магазины.

Винтовка с “не штурмовым” прикладом — естественная реакция рынка на идиотские ограничения. Иронично, что запреты эти направлены на “предотвращение” массшутингов.

9.42 он берет какую-то канистру, но оставляет ее, видимо передумав. Возможно, это одно из двух взрывных устройств, позже найденных полицией. Про оружие, канистры, мы с вами поговорим во второй части.

Убийца бежит за левый угол от входа в мечеть и на 10 минуте начинает стрелять. Это тоже очень важный момент: мы видим что люди, несмотря на долгую, очевидную стрельбу продолжают находиться в зоне инцидента, хотя самое адекватное, конечно же, всем гражданским бежать от происходящего. Возможно пытались помочь пострадавшим, а может остались из любопытства.

5 минут прошло с начала стрельбы, а люди все еще находятся на территории мечети, вместо того чтобы бежать.

На 11.49 мы все еще видим пешеходов, одного простреливает убийца. Одна женщина вообще спокойно идет по направлению к мечети. Как видим, люди вне здания могут долго не понимать, что конкретно произошло. Кинофильмы воспитали в нас искаженное представление о звуке выстрела, как о чем-то что все услышат на километровой дистанции и распознают, поняв что случилос. Это ложное представление, что явствует из произошедшего. Люди спокойно ездят себе, ходят, судя по всему даже не догадываясь о происходящем.

Убийца покидает место, он в приподнятом настроении. У него еще много оружия. На 12.55 он выхватывает один из стволов и стреляет в случайного прохожего, вероятно — тоже в мусульманина. Буквально через пару метров мы видим спокойно идущего муслима, которого тоже убивают.

На 14.10 убийца спокойно пропускает двух пешеходов. Уже из новостей, а не из видео, мы узнаем, что Брентон Таррант задержан. Предполагается, что действовал он не в одиночку. Узнаем, что была взрывчатка.

Эти крутые ребята непременно приедут. Скорее всего — десятки смертей спустя.

Что мы можем почерпнуть из этих ужасных кадров?

Первое — никто не приходит на помощь вовремя. Президент и правительство выразят соболезнования. Приедет спецназ. Кандидаты на выборные посты в твиттере напишут, какой кошмар и что они против исламофобии, а оружие нужно строже регулировать. Приедут саперы. Убийцу поймают, а может даже и застрелят. Полиция прочешет район. Все это произойдет после. В первые 5 минут, в которые, вероятно, погибнет наибольшая часть людей, вы можете рассчитывать только на себя. Специальные люди с автоматами, которые по замыслу государства должны решать ваши проблемы и от всего защищать, появится слишком поздно.

Второе — люди будут в панике. Никто не будет знать, что делать. Вы не будете знать, что делать, потому что никто из нас не знает, но если вы никогда не соприкосались с оружием, то у вас очень, очень мало шансов, поточу что вы внезапно откроете для себя много нового, причем худшим из возможных способов. Начать привыкать к звуку выстрела когда стреляют в вас — незавидная участь. Если вы еще и безоружны — шансов почти нет, вы не просто ни с чем, против вооруженного нападающего. Вы дезориентированы, оглушены и напуганы, возможно уже ранены, так еще и безоружны, против жесткого, вооруженного нападающего.

Третье — бегите. Хватайте под руку детей, любимого человека, друга, и бегите. Прыгайте из окон. Бегите через комнаты. Что в Керчи, что здесь, мы видим, что прятаться надо, когда некуда бежать. А драться — когда негде спрятаться. Но в первую очередь — бежать как можно дальше. Остальное — варианты от безисходности. Не надо копировать опоссума и притворяться мертвым. Времени у убийцы полно, патронов тоже, он знает в кого он стрелял, а в кого нет.

Четвертое, старайтесь понимать, что вокруг вас происходит. Развивайте алертность. Мониторьте мир на предмет опасности.
Куча пешеходов на видео ходят, как ни в чем не бывало. Не понятно, в какой момент вызвали полицию. И я скажу вам почему: в здании все понимали, что произошло, а для посторонних это звучало как куча хлопушек. Именно так звучит выстрел из помещения — само здание работает как глушитель. Не громкое и звонкое голливудское “bang”. Слышите много повторяющихся хлопков /ударов— оглянитесь, но не вздумайте идти проверять.

Если слышите стрельбу — бегите от источника звука, да желательно не по прямой улице. Прямому бегу — прямой выстрел в спину. Не делайте себя мишенью. Если не можете бежать — прячьтесь, но не в комнате, в которую убийца зайдет следующим делом. А если негде прятаться — деритесь. Рассчитывать на жалость убийцы, пытаться закрыться руками от пуль — безнадежно. Есть пока еще непроверенная информация, что во второй мечети у убийцы все прошло куда менее гладко: кто-то оказал вооруженное сопротивление (позже информация подтвердилась).

Часть Вторая. Кто такой Брентон Таррант

Брентон наиболее схож с Андерсом Брейвиком, от которого по своему утверждению “черпал вдохновение”, но со своими прибабахами.

Что было не так?

Ключевые идеи: месть мусульманам, попытка “отбить” у них Европу. Очень много на 74 страницах манифеста посвящено вопросу низкой рождаемости белых и “захвату” Европы иноземцами, преимущественно мусульманами. Нас интересуют лишь общие моменты.

Об оружии

Владельцам оружия во всем мире Брентон сознательно подложил свинью. Он прямым текстом пишет, что надеется, что его действия вызовут конфликт между сторонниками второй поправки в США и ее противниками, что приведет к гражданской (sic!) войне, выведет США из мировых лидеров глобализации и помешает им проводить активную внешнюю политику.

Пишет прямо: атаку совершил бы и без оружия, огнестрельное выбрал с целью разжечь конфликт между владельцами и правительствами.

В своем манифесте он открытым текстом пишет, что убивать готов был любыми способами — бомбами, ножами, транспортными средствами (бомбы у него, кстати, тоже были), но намеренно делал это огнестрельным оружием, чтобы обострить конфликты. Права законопослушных граждан Брентона не волнуют. Так, про граждан Новой Зеландии пишет что они уже свое право на оружие упустили, и их не жалко, но главная цель — досадить амеркианцам, там-то люди точно восстанут против эстеблишмента ради Второй Поправки.

Примечание год спустя: относительно новозеландцев Таррант заблуждался. Те и не подумали сдавать оружие, которое правительство, естественно, запретило после инцидента.

В какой момент тронулся кукушкой?

Сам Брентон отмечает такое событие как теракт в Стокгольме, в котором грузовиком было убито 5 человек и еще 14 ранено. По неизвестным причинам, он выделил одну конкретную жертву в этом теракте.

Как пишет Брентон, его вера в демократические решения потерпела крах после французских выборов 2017 года, наряду с общим ухудшением обстановки во Франции на фоне массовой иммиграции и обострения социальных противоречий.

Тут действительно можно свихнуться

Один в поле “воин”?

Утверждает что один, что атаку планировал долго, но общался со многими радикальными националистами в мире. Теракт задумал два года назад. Приняли несколько человек, причем одного уже отпустили. Надо отметить что арестовывать как можно больше и разом- нормальная практика в таких инцидентах.

Исламофоб/расист?

Как бы нет. Но в целом да. Убийца пишет, что он активно путешествовал, к мусульманам сидящим в исламских странах относится спокойно. Вместе с тем — явная злоба на мусульман во всем мире, за “вред” который они “нанесли европейской цивилизации”. Иными словами, человек готов допустить, что в мире есть мусульмане, лишь бы не по соседству, то есть он ненавидит их, но так долго слушал порицания расизма, что не захотел быть заклеймленным.

Позиция Брентона по вопросам расы, веры и национальностей неоднозначна — с одной стороны, он открыто пишет что много путешествовал и не испытывает ненависти к другим расам/национальностям/религиям, однако он нашел причины, которые в его понимании оправдали убийство десятков человек, то есть верил что цель “сохранения европейской цивилизации” оправдывает его средства.

Левый или правый?

Очень зависит от того, как вы понимаете левое и правое, но явно левый. Открыто пишет, что образцовое государство для него — Китайская Народная Республика. Вероятно, выбрана за свою де факто националистическую и плодовитость. Судя по всему вопрос репродукции для Брентона действительно болезененный.

Экономически неопределившийся человек, но со всеми признаками левого уклона.

На эмблеме манифеста есть такие вещи как “антиимпериализм” и “ответственные рынки”, а также много всего, что может толковаться как “слева” так и “справа”.

Антиимпериализм — как левое, так и правое, но чаще используется социалистами.

“Респонсибл маркет” (ответственный рынок) — значит он явно за вмешательство и регулирование, а следовательно скорее левый.

Вот так выглядит бардак в голове.

С одной стороны это типичные истории, присущие “ультраправым” в бытовом понимании. С другой — сами “ультраправые” не всегда понятно, чем отличаются от радикальных левых.

Что тут скажешь…

Произошедшее — ужасно, но у меня почему-то все эти “stand up against islamophobia” не вызывают симпатии. Когда в Париже людей крошили пачками, нам уши прожужжали что “ислам — религия мира” и то, что у “терроризма нет национальности”. Ее действительно нет. Действительно, большинство мусульман живет мирно, к ним у меня нет претензий. Но есть — к лицемерам. Сейчас каждый утюг начнет вещать, что это был ужасный акт “исламофобии”, “белого супремасизма” и ксенофобии. Так ли это? Так. Вот только когда что-то делают мусульмане — все спускают на тормозах, максимум — оружие запрещают. Когда что-то делает белый — все двигают политическую повестку. Все строят политические карьеры. Именно из-за такого подхода происходит подобное. Из-за двойных стандартов, которые неподотчетные политиканы навязывают, чтобы проводить политику, за которую большинство не голосовало. Когда такое происходит — ждите бед.

В действиях конкретного человека виноват именно конкретный человек. Никто не заставлял Брентона Тарранта убивать других. Никто не “толкал его” к этому. Ему нет оправдания. На сумасшедшего он не похож. Он сам пришел к тем умозаключениям, которые достаточно подробно и трезво изложил в письменном виде. А значит к ним могут прийти и другие. Это не безумец вроде Чарльза Уитмана, про которого только и гадали бы какая патология в его мозгу привела к подобной бойне. Он политический террорист. Такой же, как шахиды, взрывающиеся на автобусных остановках. Он продукт проблем нашего мира, в котором элиты воротят, что им заблагорассудится, распоряжаясь чужими деньгами, но не считаясь с чужим мнением. Мы увидели последствия.

Проблемы это объективные, насущные. Волнуют они не только радикалов. Белый человек и его культура становится меньшинством в глобальном масштабе, и пока что многие правительства этому охотно способствуют, внушая “идеалы” многообразия и чувство белой вины. У Пола Джозефа Уотсона проблема описана популярно. Он говорит о падении западной цивилизации.

Отдельно стоит обратить внимание на роль оружия в этой истории. Я уже давал реакцию на массшутинги как явление и роль оружия в этом явлении. Очевидно, что право законопослушных новозеландцев на владение оружием сейчас пострадает существенно, что я считаю подтверждением своих прежних тезисов — политики массшутинги обожают. Для них это великолепный повод что-нибудь запретить, выступить по телевизору и еще сильнее обезоружить граждан, чтобы и в следующий раз полиция гонялась за тем, кого по-хорошему должны были застрелить прихожане. Довольно “забавно” было видеть AR-15 с “не штурмовым” прикладом. Наглядный показатель того, что запрещать отдельные варианты оружия — абсурд. Показателем того, что запрещать оружие в целом бредовая идея, является наличие у него взрывчатых устройств и, в конце-концов, автомобиля — убийца нашел бы способ.

Что и требовалось доказать: им лишь бы запретить винтовки.

Инциденты могут быть разными — обезумившие бородачи, запутавшийся белый псих, школьник, которого все достало, суть одна — мы раз за разром говорим о деталях, мы готовы обсуждать белую ненависть, радикализацию мусульман, опасное влияние “Доки 2” на школьников, но раз за разом мы упускаем физическую суть, вполне физического явления: безоружные люди умирают раньше, чем приедет полиция. Спасло ли бы их огнестрельное оружие? Не гарантировано. Но что вообще гарантирвано нам в жизни? Уж точно запрещать оружие — тупиковый путь.
В Новой Зеландии не так уж мало оружие (20 место в мире), но важно понимать: эти инциденты не про оружие. Они будут происходить, независимо от оружия. Но люди будут спасаться, только имея оружие.

Я выражаю глубокое соболезнование всем мусульманам, это трагедия не только для вас. Это трагедия для нас всех. То, что произошло, ужасно.

P.S. Подписывайтесь на pewdiepie

--

--

VPA95

Статьи про оружие и либертарианство. Автор оставляет за собой право ошибаться.