1079629–7 Законопроект: реальный эффект

VPA95
6 min readJun 16, 2021

--

По всей видимости, день принятия законопроекта 1079629–7 войдет в российскую оружейную летопись как недобрый. Пускай на момент написания этих строк закон еще не принят, шансов на то, что его разгромят в третьем чтении не много.

Действительно, прежний российский ЗоО можно будет вспоминать как необычайно хороший: при драконовских положениях в части производства оружия и открытия стрельбищ, он предлагал некоторые удобства, доступные не во всех европейских странах. Что и говорить, некоторые владельцы давно живут по принципу “кабы не стало хуже”, подчеркивая те немногие преимущества, что у нас были, но правда в том, что если не работать на улучшения — хуже становится непременно. Тем более, в оружии, где любой резонансный повод становится предлогом. И такой повод всегда находится.

Итак, что же принес нам 1079629–7?

- Стаж на гладкоствольное с магазином (да-да, сперва два года двудулки);
- Ударно-Спусковой Механизм это основная часть. Как и зачем — не ясно;
- Оружие с 21 года, если человек не служил в армии;
- Экстримисты, адвокаты терроризма, и еще всякие люди дурных качеств средней тяжести права на покупку лишаются;
- Ланкастеры и парадоксы — нарезное;
- Запрет штифтованных ДТК и банок. Больше никаких карабинов из АПСа и ПМа.

Это из вещей маломальски понятных. Во многих положениях копаться придется юристам, а вернее — придется ждать практики применения закона и сопутствующих актов. Как будут работать многие положение пока не ясно.

Скажем, “ланкастеры” и “пардоксы” просто признают нарезными, обязав производителей ресертифицировать их, тех самым убив огромную статью доходом для наших производителей, итак на ладан дышащих. Редкие экземпляры вроде full rifle дробовиков, 12, 16 и 20-го калибра с встроенным парадоксом, а также всякие экспериментальные штуки типа Муфлона просто перестанут регистрировать. Это можно представить, разберутся.

Сложнее с УСМ. На грани забавного. У нас личинки затвора это «извлекатели гильз поворотные», а они решили УСМ регулировать, которые у нас на СХП стоят и лежат у барыг россыпью. Как это будет делаться — неясно, и это нам предстоит выяснить. Вероятнее всего, норма будет работать криво, и основной ее эффект будет в удорожании УСМ.

А со стажем на оружие с магазинным питанием, и возрастом выдачи лицензии в 21 уж точно все понятно. Растягивать детство — так по полной! И конечно, только в армии молодой человек может обучиться уму-разуму в обращении с оружием, попутно укрепив психику. Кстати, а что делать девушкам? Какие им назначат повинности? Я не поборник феминистической повестки, но сексизм на лицо. Видимо, придется молодым спортсменкам да охотницам идти в Рязанское. Конечно, утрируем: в России с десяток тысяч граждан младше 21, владеющих оружием, а девушек и того меньше. На их права болт можно и положить.

Когда очень хотелось гладкое до 21-го.

Всем кто желал купить что-то коротенькое, лучше поторопиться — в скором времени изделия из “Скорпионов”, АПС, Наганов, ПВов и прочих вещей пистолетного происхождения с удлиненным стволом сертифицировать перестанут.

Такие штуки продаваться, очевидно, перестанут
А такие — и вовсе не выйдут в продажу

Поможет ли проект 1079629–7 справиться с массшутингами?

Заготовленный задолго до инцидента в Казани, он прошел чтения именно при этом инфоповоде. Как же скажутся новые ограничения на вероятности подобных событий? Если нормы вступят в силу, то следующий стрелок будет либо владеть оружием долго, либо покажет, что убивать беззащитных людей из одноствольного ружья так же просто; либо будет 21 года от роду, либо служившим в армии. Не хочется загадывать, поскольку хорошего тут нагадать не выйдет. Скажем только, что нигде еще не сработали даже более драконовские меры.

Массовое убийство в графстве Камбрия — инцидент, произошедший в Соединенном Королевствев 2010 году. Несмотря на славящееся своей строгостью британское законодательство, стрелок унес жизни 12 и ранил 11 человек.

Реальный эффект поправок будет, конечно же, в ухудшении всего, связанного с оружием.

Ключевой момент — поводов для входа в оружие станет сильно меньше, заниматься этим будут не просто мотивированные, а гипер мотивированные люди. В понимании многих, с оружием будет просто нечего делать первые два года, а значит большинство им не увлечется никогда. В этом отношении наблюдался наибольший прогресс в последние десять лет. Такие явления как стрелковый спорт и околоспортивные (“тактические”) дисциплины и варианты отдыха привлекли множество новых стрелков, взбодрив давних обладателей всего стреляющего. А также — дали возможность десяткам контор производить различный тюнинг для оружия и сопутствующую амуницию.

Большинства текущих владельцев оружия проект, вероятно, коснется лишь косвенно, но демографически — это бомба. Теперь лишь у немногих хватит мотивации на сбор бумажек чтобы купить скучную ружбайку с отдаленной перспективой получить что-то интересней черз 2 года и 5. И больше никаких поблажек в виде “парадоксов” (де факто нарезного оружие, сертифицированного как гладкоствольное).
Буду рад ошибаться, но где-то через пару лет МВД сумеет отчитаться об уменьшении поголовья владельцев на пол миллиона, поскольку теперь чтобы купить оружие нужно будет очень его хотеть. Ведь динамика и так печальная.

Спорт и “тактикул” дали ответы на вопрос “что делать-то с ним, оружием?”. Ланкастеры-парадоксы дали возможность тем, кто не желал стрелять дробью, развлекаться по-своему. Теперь, однако человек без стажа заведомо отбрасывается на 20 лет назад — в стрельбу по тарелочкам и примитивнейшие варианты охоты. Если условная IPSC заманила, словно сирена, многих людей на камни активной стрельбы, то стендовой стрельбе остается лишь пожелать удачи в представлении ответа на вопрос, зачем все это.

Как дальше жить?

Хуже, чем прежде, это факт. Тормознуть проект в третьем чтении почти нереально, надежда только на то, что какие-то пункты отлетят ввиду непонимания, как их реализовывать.

А нам всем, на будущее, стоит задаться вопросами:
- что запретят в следующий раз? Беду не хочется накликивать, но вопросом задаться надо.
- что будет когда правительство, держащее статус-кво в вопросе оружия на протяжении долгих лет, сменится?

Если из всей этой истории можно что-то вынести, то лишь тривиальную истину — все что мы не защищаем, мы теряем. Если в следующий раз, когда кому-то взбредет в голову что-то запретить, мы не сделаем нечто новое, судьба оружие в России в долгосрочной перспективе предопределена.

Тенью надежды является переход на “германскую” систему, в которой чуть ли не основным поводом для получения разрешения является занятие спортом с вытекающей индоктринацией. Штука в том, что лицензия на гладкое у нас выдается как для спортивных, так и охотничьих целей, и выглядит логичным, что “стаж на ружье с магазином”, абсурдный сам по себе, не должен касаться спортивных занятий*. Тогда мы увидели бы рассвет спортивных клубов, которым создали бы огромную кассу (что отдельные личности спят и видят). Подчеркну, все это — домыслы автора на тему, как выйти из ситуации, кажущейся безвыходной, и пока не имеет под собой веских оснований. Поскольку законопроект написан с компетентностью, свойственной лучшим традициям дурного копирайта, сказать как он сыграет едва ли могут даже его авторы.

Практическая рекомендации.

Если Вы еще не купили оружие — бегите, дотянете до того, что покупать уже не захочется. Если вы планировали купить что-то оригинальное, вроде АПС-карабина — видимо у Вас уже есть нарезная лицензия, и Вы в состоянии сообразить, что делать. Если ружье в чистом виде (стреляющее дробью) для Вас непривлекательно — пулей в магазин за 366 ТКМ, 345 ТК, или тем что Вам по вкусу. Потом уже не купите.

*Здесь автор не выносит суждений относительно того, что охотникам-то мы всунем стаж, а спортмены пускай ходят с нормальными ружьями. Это не более чем догадки о том, как можно вывернуть практику законоприменения, хоть как-то компенсировав потери.

Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1079629-7

--

--

VPA95

Статьи про оружие и либертарианство. Автор оставляет за собой право ошибаться.